Современные родители довольно мало разговаривают со своими детьми. Беседы ограничиваются лишь парой-тройкой слов о школе и разрешением текущих мелких бытовых вопросов. Удивительно, но чаще всего, если собрать все реплики родителей водну цепочку, то получится нечто вроде требовательного списка: «Уроки сделал? А книгу прочитал на завтра? Кажется, когда ты пришел — не помыл свою обувь. А кто за тебя с собакойпойдет погуляет? Поешь? Почему ты не ешь? А если и потом не поешь?». Во всей это суете совершенно нет места для серьезных разговоров. Для большинства родителей вопрос о том, обсуждали ли они с ребенком тему близких отношений мужчин и женщин, звучит так, словно спросили их о чем то крайне запретном. А тем не менее, проблемы, существующие 10, 15, 30 и даже 100 лет назад продолжают существовать в подростковом мире. Девочки до сих пор в некоторых случаях испытывают шок от первых месячных, а мальчики неадекватно воспринимают собственную эрекцию. В ответ на собственные вопросы дети идут далеко не к маме с папой, а на улицу, где уже «бывалые» ребята способны в красках ответить на три вопроса: «как?», «зачем?» и «почему?». Для родителей же все происходит внезапно. Внезапно ребенок взрослеет, внезапно вместо бывалых игрых у дочери появляется переписка с мальчиком в социальных сетях, внезапно она убегает из дома. Я часто общаюсь с такими семьями и ребятами. Рабочая семья. И мать, и отец — работают, обладают высшим образованием, успешны в обществе и своем окружении, но вот диалог с собственным ребенком не клеиться. Никак.
Когда, в каком возрасте можно начать разговарить о сексе? В идеальном, полуутопичном мире вопрос «что такое секс?» ребенок способен задать родителям сам, если чувствует высокую степень доверия с их стороны. Беда в том, что родитель зачастую способен лишь потребовать от ребенка быть с ним откровенным, не отвечая собственной открытостью в ответ. Если же мы говорим о возрастных рамках, то сейчас они гораздо ниже тех, что были лет 15-20 назад. Сейчас девочки и мальчики способны заинтересоваться поиском ответа на данный вопрос и в 8, и в 6 лет на этапе серьезного кризиса формирования личности. Но разговор разговору рознь. Конечно, ни в коем случае нельзя вдаваться в «интересные» подробности тогда, когда ребенку от 6 и, наверное, до 14 лет. С чего начать? Помните, что сочинение какой бы то ни было сказки в ответ на столь щекотливый вопрос Вам, как родителям, вовсе не на руку. Окружение, которое будет находиться вокруг Вашего ребенка высмеет его или посчитает «дураком» (простите). Вовсе не обязательно придумывать, что секс — это такой «поцелуйчик» мамы с папой, после которого откуда ни возьмись появляется малыш. Поймите, наконец, дети задают вопросы не из любопытства, а с целью создания представлений об окружающем мире… На мой взгляд, подобная «теория», равно, как и теория «Большой любви, окрыляющей человека», которая приводит его к сексу — непродуктивны. Во втором случае, Ваш ребенок с легкостью вступит в интимные отношения в период пубертата с уверенностью в том, что все делает правильно: «Я же по большой любви…». Хорошая «отмазка», не правда ли? В книжных магазинах продаются великолепные печатные издания, которые помогут детям разобраться в строении репродуктивной системы и особенностях репродуктивной функции. А если Вы, как родитель, нашли в телефоне (или в интернете) у своего подростка «горячую» переписку? Это и есть красный сигнал, означающий о том, что большой пласт отношений с ребенком в Вашем случае нарушен. Не пытайтесь обвинить ребенка в неуместном для его возраста диалоге, не старайтесь ругать ребенка — так дистанция в вашем общении только вырастет.Спокойно постарайтесь обсудить с подростком его отношения с окружающими, но не в ультимативной или требовательной форме, по типу: «Скажи мне, с каких это пор ты заявляешь в переписке, что хочешь свою подружку?», а в доброжелательной, открытой манере, желательно, начиная с беседы о себе: «А знаешь, мне мальчик первый раз приглянулся в 16 лет. Такой высокий, красивый…Все девочки сходили не нему с ума, в том числе и я…». Так, ребенок поймет, что вы — не просто ВЗРОСЛЫЙ, который с трудом поймет его чувства, а Вы — когда то такой же подросток с тем же самым набором гормонов. Только будьте откровенны, не стоит сочинять про себя легенды или использовать беседу о себе, как укор ребенку: «Меня, вообще то, мальчики в 12 лет не интересовали! Да я в куклы играла!».
Как Вы уже смогли понять, самое главное, с чего начинаются серьезные трудности у Вашего ребенка — отсутствие открытого, равноправного, доверительного диалога с Вами. Поверьте, вопреки мнению о потребности в чистой одежде и идеально чистой квартире, задумайтесь — так ли чисты, открыты и равноценны Ваши отношения с ребенком. И что важнее? Научиться «дружить» и «открываться» или радоваться прилежному внешнему виду своего чада?.. |